Ylia-Psy

Кризис возраста семи лет

Юлия Лукьянова, практикующий психолог. Кризис возраста семи 7 лет.

Тема выбрана не неслучайно, мне очень хочется более детально разобраться с данным вопросом. У меня младший сын как раз находится в возрасте семи лет. И как мне кажется, на данный момент он проходит данный период. По каким причинам я сделала такой вывод? Наш милый и послушный ребёнок стал передразнивать, спорить по любому поводу и без него, задирать старшую и очень еще, недавно любимую сестру. Слова и просьбы родителей игнорируются или подвергаются сомнению. Просьбы ребенка должны быть исполнены сиюминутно. Однако на просьбы родителей, ответа нет. Как мне кажется, ребёнок протестует не против чего-то принципиально важного, а протест ради протеста.  

   Приведу пример из жизни. На часах четыре часа утра, наш малыш будит весь дом и требует, чтобы его отвезли в школу, мы начинаем объяснять, что еще очень рано и нужно лечь спать, чтобы были силы и бодрость в течение дня. Ребёнок ложится спать. В шесть утра повторяется та же история: «Отвезите меня в школу, иначе я опоздаю»-, мы объясняем, что школа закрыта, и еще очень рано ехать туда, объяснения и уговоры не действуют. Протест длится десять минут, потом наш сын, успокоившись идет спокойно завтракать. По моим наблюдениям протесты всегда длятся не более пятнадцати минут, главное в это время сохранять спокойствие и выдержку. Не всегда это получается. И тут нам на помощь приходит потрясающая книга Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребёнком как?» В данной книге очень понятно и доходчиво объясняют, как себя вести в той или иной ситуации, даются рекомендации и домашние задания. Книга действительно очень помогает и облегчает жизнь родителей. И помогает лучше понимать своих детей.
   Так что же такое кризис? Мы привыкли воспринимать слово «кризис» в негативном ключе. Кризис-это всегда про рост и про развитие. Это переломный момент и очередная ступень развития. Ребёнку, так же как и его родителям, очень непросто приходится в данном возрасте. В этот период характерно наличие определенного недопонимания между детьми и родителями. Принято считать, что кризис семи лет проходит в возрасте 6-7 лет. Начинается примерно одинаково: меняется поведение ребёнка. По сравнению с другими, считается, что он проходит мягче и проще, это плавный переход от игрушек к занятиям. В этот период происходит рождение социального «Я» ребёнка. Если раньше дошкольник осознавал себя, как физически отдельный вид, то к семи годам он начинает осознавать свою психологическую автономию, наличие у себя внутреннего мира чувств и переживаний. Он начинает осознанно пользоваться такими формулировками как: «я сердит», «ты меня расстроила». И главная задача родителей, по моему мнению, быть рядом, объяснять и понимать, что мы взрослые, а наш ребёнок - это все еще наш любимый малыш , и только мы его можем научить и объяснить, что такое хорошо и что такое плохо. Необходимо помнить, что наш дошкольник - это все тот же очаровательный ангел, что и в младенчестве, это не всегда просто. И честно не всегда получается быть рассудительным и все понимающим родителем. 
  В возрасте семи лет ребёнок идёт в школу, и это совершенно другой мир, на смену его старым интересам приходят новые. Основной деятельностью ребёнка-дошкольника была игра, а теперь основным видом деятельности становится учебный процесс. И учебный процесс необходимо понимать в самом широком смысле. Учиться - это получать знания, развивать свои способности, и не только физические, но и психологические, приобретать новые навыки. Чему бы не учился ребёнок, он должен чувствовать важность и нужность своих занятий. Это важное внутреннее изменение личности ребёнка. Школьник все еще с увлечением играет и будет продолжать играть, однако, игра, перестаёт быть основным содержанием его жизни. На первый план выходит учеба, успехи в спорте и отметки в школе.
   В семь лет происходит изменение не только личностно-психологические, но и физические, такие как смена зубов. Ребёнок быстро растёт, повышаются его физические и мышечные силы. Все это даёт ребёнку новые возможности и ставит перед ним новые задачи. И все это не просто. 
   В возрасте 6-7 лет ребёнок учится самоконтролю, чтобы уметь выражать в приемлемой форме свои мысли и эмоции. Так же у ребенка теперь есть своё мнение, которое он может отстаивать. Это его мнение и он требует к нему уважения. Теперь ребёнку нельзя сказать «Делай так», необходимо аргументировать. В этом возрасте ребёнок может поймать родителей на несоответствии того, что говорится и того, что делается. Поэтому родителям необходимо следить, чтобы их слова и действия совпадали. А так же действия и слова ближайшего окружения совпадали с родительскими установками и правилами. 
  У детей в этом возрасте появляется новая потребность, в умственной работе. И ребёнку необходимо давать возможность удовлетворять эту потребность. Перед ним стоят задачи: научиться учиться, дружить, обрести уверенность в себе. Природа и любовь бережно ведут маленького человека вверх по лестнице, от ступеньки к ступеньке. Родителям остаётся только поддержать своего ребенка и создать благоприятные условия для его подъёма. Вот и вся наша задача. 
  Начало школьных лет кризис для родителей тоже. Ребёнок отрывается от них и нужно это принять. У него появляется определённый социальный статус-ученик. И его начинают оценивать не самого по себе, а за его дела, успехи или неудачи. В школе его индивидуальность подгоняются под общий стандарт. Важная задача для родителей- не оценивать его через что-то. Каждый ребёнок уникален, у каждого свои привычки и особенности. Любовь родителей должна быть безусловна, необходимо любить и ценить своего ребенка, самого по себе, как маленькую, но все таки личность. И именно наша любовь поможет ему, когда он столкнётся со своими первыми жизненными трудностями. Поможет ему не зацикливаться на неудачах, и не останавливаться в своём развитии.
  Перед родителями стоит еще одна задача необходимо подготовить ребёнка к тому, в школе будут строгие правила, определённые требования и запреты. Нужно объяснить, какая польза будет от его обучения. Подготовить его к тому, что будет и успех и разочарование. Будут и недопонимания с одноклассниками и искренняя дружба. Ребёнку необходимо помочь справляться с ними. Очень хорошо, если мы сможем объяснить, что каждая наша ошибка или неудача, разочаровании - это часть нашей жизни. Разочарования случаются у всех, больших и маленьких, у мальчиков и у девочек, никто от них не застрахован. Важно их преодолевать, а не останавливаться и не сдаваться. Это может быть хорошим стимулом, толчком к новым действиям и решениям. И то, как наш ребёнок будет на все эти детские переживания реагировать зависит только от нас, как он сможет с ними справляться. Уберечь его от этого всего мы не в силах, но мы можем утешить, понять и научить его справляться со всеми его переживаниями. 
   Любовь, ласка , похвала, сочувствие, понимание - все это жизненно необходимо нашим детям. И именно в этом заключается успешное преодоление всех жизненных кризисов. Пусть родной дом будет надёжной крепостью для наших детей, тем местом, где они всегда могут расчитывать на поддержку и помощь, где их всегда ждут и любят.